Галина ШАЛЕВА
Сколько
лет существует южная столица Казахстана?
Новости недели, 30 Октября 2002 г.
Все чаще в прессе мелькают сообщения о том, что Алматы через два года будет отмечать 150-летие. Однако
ученые-археологи утверждают, что город имеет более древний возраст. В сочинении
государственного деятеля первой половины ХVI века, писателя
и поэта Захиреддина Мухаммеда Бабура
есть такие сведения: «Фергана — область в пятом климате, находится на границе
возделанных земель. На востоке от нее — Кашгар, на
западе — Самарканд, на юге — горы Бадахшанской границы, а на севере раньше были
города, подобные Алмалыку, Алмату
и Янги (Таразкент), но они разрушены монголами, и там
совсем не осталось населенных мест».
О
селении Алмату и произошедшей близ него битве с
монголами сообщает и современник Бабура автор
сочинения «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати. Еще боле раннее
упоминание об области Алмалык делается средневековым
историком Рашидаддином (1274-1318), который в труде «Джами-ат-таварих» описывает события, произошедшие в Х-ХII вв. В частности, он рассказывает о том, что Огуз-хан в
одном из своих походов достиг Алатага и области Алмалык. Видимо, название Алмалык
можно географически привязать к предгорьям Заилийского
Алатау и району Алматы.
И наконец, неоспоримые данные получены из нумизматических источников. В
1979 году на территории бывшего пограничного училища и нынешнего Военного
института КНБ РК было найдено два сребреника. По внешнему виду, метрологии и
технике чеканки монеты напоминали продукцию среднеазиатских и
восточно-туркестанских городов последней трети ХIII —
начала XIV в., выпускавшуюся после известной денежной реформы Масуд-бека. К сожалению, надписи на обеих монетах оказались
неразборчивыми. Зато внимание ученых привлекло изображение никогда ранее не
встречавшейся тамги, помещенной рядом с хорошо известной по монетам тамгой Чагатаидов.
На
основании этой находки востоковед и нумизмат В. Настич
высказал предположение о местном, семиреченском,
происхождении этих монет и о возможном существовании в ХIII
веке монетного двора на территории современного Алматы.
В 1990 году еще две монеты с теми же тамгами, но отличающиеся
от вышеописанных по оформлению (тамги на них размещены на разных сторонах
монеты) были показаны В. Настичу московским
коллекционером, который приобрел их у приезжего из Узбекистана. Одна из
монет была сильно повреждена, зато в круговой легенде второго экземпляра ясно
различалось название монетного двора: «Чеканен этот дирхем в области Алмату». Даты чеканки всех рассмотренных монет, к
сожалению, невозможно восстановить, но общая типология и остатки надписей
убеждают в том, что все они, бесспорно, относятся к массовой чеканке городов Мавераннахра и Туркестана периода реформы Масуд-бека, начатой в 1271—1272 гг.
Поставить
окончательную точку в тождестве города Алмату смогли
археологи, выяснившие, что район «большого Алматы»
осваивался человеком с далеких времен. Уже в эпоху поздней бронзы (в Х—IХ вв. до н.э.) здесь находились оседлые
племена, жители которых занимались земледелием и скотоводством. В эпоху саков
район Алматы стал местом обитания сакских,
а позднее — усуньских племен. От этого времени
остались многочисленные курганные могильники. Среди них выделялись огромные
курганы знати — сакских царей. Еще недавно такие
курганы высились среди одноэтажных домиков старой Алма-Аты, на месте которых
сейчас стоят многоэтажки.
Следующий
этап жизни на территории Алматы связан с эпохой
феодализма, когда здесь возникают и формируются поселения и города. Это конец
VIII—X вв. — время развития городской культуры, оседлости этого района,
расцвета торговых связей и формирования Шелкового пути. Последний, вернее, его
ответвление, проходившее через Илийскую долину, стало
наиболее интенсивно функционировать в Х—ХIII вв. К
этому времени на территории «большого Алматы»
находилось несколько поселений и городов. Все они уничтожены современными
застройками, но сведения о них сохранились в научных отчетах и публикациях.
На
Весновском городище, которое располагалось на
территории Ботанического сада НАН РК, в 1969 году при строительных работах
найден склад керамики. При обследовании места удалось установить, что глиняные
сосуды стояли в специально выкопанной яме. Наибольший интерес
представляли два цилиндрических сосуда, один из которых был выполнен в виде
крынки, а другой похож на кувшин с двумя лепными петлевидными ручками,
расписанный стилизованными арабскими буквами. Такие сосуды были широко
известны в городах Семиречья в Х—XII вв.
Самый
большой интерес представляло огромное городище, расположенное на месте Военного
института КНБ РК. О нем как об остатках большого города писал В. Бартольд еще в 1894 году. Он обследовал его вместе с
городским архитектором В. Гурдэ. На поверхности
городища тогда еще сохранялись остатки построек из жженого кирпича, который
жители Верного разбирали для своих построек.
На
этом месте при строительных работах и сейчас находят глиняную посуду, изделия
из бронзы и железа, а в 1980 году были обнаружены остатки средневековой
кузнечной мастерской. В ней — заготовки железа, набор топоров, а также остатки
кузнечного горна. Мастерская датируется Х-ХI вв.
Размеры
городища, наличие в нем построек из жженого кирпича, находки ремесленной
керамики, остатков развитого кузнечного ремесла, наличие монетного двора — все
это безусловное свидетельство того, что здесь в Х-XIII
вв. находился центр экономической и политической жизни.
Таким
образом, есть все основания говорить о том, что населенный пункт,
располагавшийся на месте нынешней южной столицы, уже
тогда носивший имя, созвучное сегодняшнему названию Алмату-Алматы,
существовал начиная с X века. Кстати говоря, можно предположить, что
средневековое название, также как и современное, произошло от особенностей
местности: предгорья Заилийского Алатау в те далекие
времена были сплошь покрыты дикими яблоневыми садами.
—
1854 год — официальная дата основания крепости Верный, которая через 13 лет
получила статус города, — рассказывает доктор исторических наук, директор
Института археологии им. Маргулана Карл Байпаков. — Но это всего лишь эпизод в жизни города,
который существовал и развивался, по крайней мере, тысячу лет.
Да,
в истории Семиречья был период, когда здесь было множество городов. Таких,
например, как Алматы, Талгар
и Каялык. Потом наступило время, когда городская
жизнь, я бы сказал, здесь захлебнулась. Но точка зрения о том, что это
произошло потому, что Чингисхан разрушил все на своем пути, является не совсем
верной. Семиречье, в частности, было захвачено и подчинено монголами без
каких-либо кровопролитных сражений и разрушений: владетели края сдались
Чингисхану без боя и приняли монгольское подданство без какого-либо сопротивления.
Свидетельство этому то, что при раскопках средневековых городов археологи не
нашли следов разрушения и погромов.
— Тогда почему же в Семиречье пришла в упадок городская культура?
—
Вследствие политики монголов. Они все-таки принесли в Семиречье свой образ
жизни и стиль ведения хозяйства. Кочевые племена буквально затопили Семиречье.
Они вытаптывали возделанные поля, разрушали ирригационные системы... Позже
начались междоусобицы в борьбе за верховный монгольский престол. Отдельные
монгольские кланы во главе с царевичами стали воевать между собой. Словом,
вторая половина XIV века — это время смут, междоусобиц и сражений. От этих
бесконечных войн страдали прежде всего горожане. Нам
известны факты, когда жители Семиречья в поисках спокойной жизни переселялись в
Фергану и на юг Казахстана. Так постепенно этот край превратился в район с
доминирующим кочевым образом жизни, но оседлая жизнь здесь не затихла. Она
продолжалась, свидетельство тому мы находим в записках путешественников. Чокан Валиханов, например, проезжая здесь в середине XIX
века, писал, что вся предгорная полоса Семиречья занята поселками оседлых
казахов.
Это
еще один феномен отечественной истории, который нам надо знать и помнить:
казахи — это не только номады, которые всю жизнь кочевали по бескрайним степям
и предгорьям. В Казахстане было сочетание двух видов хозяйства. С одной стороны
— кочевники-скотоводы, с другой — оседлое население. Вторые занимались
земледелием. В том числе и с применением ирригации. Это наблюдается на самых
ранних этапах заселения Семиречья. А именно — с эпохи бронзы. Когда началось
заселение этого края переселенцами из России и Сибири, то крестьяне и казаки
пришли не на пустые земли. Некоторые приемы обработки земель и искусственного
орошения переселенцы, приехавшие из тех краев, где урожай зависел от погоды,
заимствовали у местного населения.
Если
же заглянем в историю еще глубже, то кроме этапов развития городской культуры
столкнемся с культурой саков. Принято считать, что саки — это
прежде всего кочевники, которые покорили половину Центральной Азии и дошли до
Индии. Да, были среди них и воинственные кочевые племена, но в последние годы
археологи обнаружили буквально десятки поселений саков и сменивших их усуней, проживавших в предгорной полосе Заилийского
и Джунгарского Алатау еще в V веке до
н.э.
В
сокровищницу мировой цивилизации наши предки внесли, как выясняется, очень
много. Это и сакский «звериный» стиль, который стал
достижением мирового искусства, и курган Иссык, где
саки с необыкновенной роскошью хоронили своих вождей, и наличие письменности.
То же самое можно сказать и о музыке. Известно, например, что в китайском
искусстве много элементов степной музыки. Жители Алматы
активно занимались ремеслами. Они делали кузнечные изделия из железа, меди и
бронзы. Торговали же наши предки не только внутри Семиречья, но и ходили с
караванами в Китай и Европу.
Когда
мы говорим о средневековом Казахстане, о культуре городов, то немаловажное
значение здесь имеет древнетюркская письменность. Сейчас мы, археологи, можем
сказать, что в Талгаре в X веке жили люди, которые
знали тюркскую и арабскую грамоту. Свидетельство тому — надписи, сделанные на
сосудах и других предметах обихода. Это говорит о том, что в Семиречье была
грамотность.
— Как после всего сказанного можно относиться к утверждению, что Алматы всего 150 лет?
—
Да, юбилей города Верного не за горами, но юбилей Алматы,
который возник 1000 лет назад, еще впереди. С моей точки зрения, отмечать
какой-то отрывок из жизни древнейшего города нелепо. В таком случае нужно праздновать
и, например, 700-летие выпуска первых алматинских
денег. Я сторонник того, чтобы если уж определять дату, то в тысячелетие,
очертив всю историю города, начиная от средневекового периода до современности,
включив сюда, естественно, и верненский период,
который также был очень важным в жизни города и горожан.
У
Алматы, в отличие от Москвы (возникновение селения
под таким названием датируется 1147 годом), нет, к сожалению, первой записи, но
у нас, как я уже говорил, есть археологические материалы, которые хорошо
датируются. Поэтому, естественно, нужно праздновать юбилей города с самого
основания. Алматы имеет полное право войти в когорту
городов, которые имеют очень долгую историю. Думаю, что показ глубинных истоков
нашей культуры в дни, когда будет праздноваться 1000-летие города, станет
консолидирующим фактором в жизни горожан и всего государства.
А
вообще, важно отметить, что юбилеи большинства городов несколько условны. Мы
знаем, например, что в V веке нашей эры на месте нынешнего Туркестана, который
в позапрошлом году отмечал 1500-летие, уже был город. Следы его — строения и
привозной материал, которые датируются тем периодом.