Столичная Жизнь, 15 февраля 2004 г.
В конце прошлого года
создан Общественный совет по реализации Государственной программы “Культурное
наследие”. Корреспондент “Столичной Жизни” беседует с членом этого совета,
директором Института археологии имени А. Маргулана,
академиком НАН РК, профессором Карлом Байпаковым.
-
Карл Молдахметович, каковы задачи общественного
совета?
- В апреле прошлого года Нурсултан Абишевич Назарбаев наряду с важнейшими для государства
задачами в области политики, экономики, социального развития поставил вопрос и
о сохранении культурного наследия страны. О том, чтобы не только изучать наше
культурное наследие, но и превратить его в действующий предмет знакомства и
познания прошлого Казахстана, чтобы оно было широко известно в мире. Нам есть чем гордиться. Это и остатки городов на Великом
Шелковом пути, и Сакские курганы, и интереснейшие
археологические находки. Казахстан внес весомый вклад в сокровищницу мировой
цивилизации. Таким образом, президентом республики была инициирована программа
“Культурное наследие Казахстана”. Программа разрабатывалась различными научными
институтами и министерствами. В декабре состоялось ее обсуждение, где был
высказан ряд конкретных замечаний, предложения по приоритетным направлениям
развития программы. В совет вошли видные деятели науки, культуры и образования
Казахстана.
- Программой не забыта и южная столица?
- Конечно, наш город с богатым историческим
прошлым, с огромным культурным наследием, которое насчитывает не одну тысячу
лет. А это не только архитектурные постройки - это еще и памятники старины,
городища, курганы, которые были расположены на территории Алматы.
И, естественно, нужна активная работа для изучения, сохранения и использования
этого культурного наследия. По заданию акимата города
департамент культуры, наш институт археологии и Музей истории города взяли на
себя задачу разработки программы “Культурное наследие” Алматы.
- Вы обмолвились, что история Алматы насчитывает более тысячи лет. Но ведь готовятся
отметить лишь 150-летие нашего города?
- 150 лет - важнейший период в истории Алматы, безусловно достойный
юбилея. Наш город имеет, однако, более длительную историю. По крайней мере,
1000 лет назад Алматы уже сформировался как крупный
городской центр на трассе Великого Шелкового пути. У нас есть все данные и
материалы, доказывающие этот факт. В частности, монеты, которые были найдены на
территории бывшего погранучилища.
Это медные монеты, сверху покрытые серебром, а арабская надпись на них гласит,
что они чеканились в городе Алмату в 1271-1272 годах.
- Карл Молдахметович,
но ведь не каждое поселение можно назвать городом? Город имеет какие-то свои
определения, отличительные черты от аулов, поселков? Можно ли называть средневековую Алмату городом?
- Алмату уже в Х
веке был городом, так как здесь были развиты ремесла, были свои монетные дворы,
бурно развивалась торговля, так как Алмату входил в
схему международных и внутренних путей.
- Если я правильно поняла, то под современным Алматы находится
древний город Алмату?
- В программу “Культурное наследие” вошло
изучение средневекового периода культуры города Алматы.
Акимат выделил соответствующие средства на изучение
древнего наследия, и археологи с октября прошлого года вели раскопки одного из
поселений, которое называлось Серенкора и находится
на южной окраине Алматы. К сожалению, оно сильно
разрушено. Но сохранились остатки стен, въезд в этот город, и получен
достаточно интересный материал об истории города. Конечно же, поднять древний
город из-под современного Алматы
невозможно. Но исследовать и сохранить хотя бы его части мы обязаны.
- Культурное наследие - это ведь не только
изучение и сохранение памятников древности - курганов, остатков городов?
- В программу входит и издание книг,
посвященных истории города и Алматинского региона. И
одна из первостепенных задач - создание художественного альбома, где мы могли
бы собрать все древние сокровища, найденные на территории Алматы
и в его окрестностях. Также задуман выпуск двухтомника об истории Алматы, книжки для детей, рассказывающие об истории города,
энциклопедия об Алматы.
- Имея такое богатое культурное наследие и
исторические памятники, советуются ли строители с археологами города для
проведения своих работ? Не разрушают ли они археологические памятники?
- Существует закон, который предусматривает
то, чтобы перед началом строительства проводилось согласование с археологами,
которые могут изучить строительную площадку. И, кстати, при разработке
программы “Культурное наследие” была поставлена задача совершенствования
законодательства в области сохранения культурного наследия и повышения
ответственности за это. Это и не позволит “ретивым чиновникам” давать добро на
строительство в местах исторических памятников. Памятников, которые можно
изучить, сохранить либо превратить в музеи под открытым небом.
- Можно ли сказать, что благодаря программе
“Культурное наследие” наша страна, наш город в частности станут объектом
международного туризма?
- Великий Шелковый путь вызывает огромный
интерес у многих зарубежных туристов, которые с большим интересом приезжают в
Казахстан, в Алматы, чтобы посмотреть и нашу природу,
и наши памятники, и остатки древних городов. У зарубежных гостей и туристов
вызывает большой интерес и своеобразная степная цивилизация, существовавшая на
территории Казахстана. Так что программа “Культурное наследие” охватывает
многие аспекты жизни нашего государства.
- Видимо, сложно из огромного пласта истории
выбрать более интересные и важные объекты для изучения?
- По сути, весь Казахстан - это музей под
открытым небом. В любом регионе нашей страны имеются десятки, тысячи
интереснейших памятников археологии. Сегодня зафиксировано порядка 30 тысяч
таких объектов. Их изучение и исследование дело не одного десятка лет. Мы,
естественно, не сможем за короткий срок изучить все исторические памятники,
сохранить их обязаны. Но вот изучить и превратить в объект мирового туризма на
данный момент нужно памятники культурного наследия, которые находятся вблизи
крупных городов, на трассах Великого Шелкового пути. А то, что останется за
пределами нашего внимания, будет изучаться нашими потомками. В первую очередь
необходимо возродить археологические памятники, которые находятся рядом с Алматы, Талдыкорганом, Чимкентом.
К примеру, тот же Сакский курган в Иссыке, который стал одним из объектов паломничества
туристов. И приятно осознавать, что он привлекает внимание не только туристов,
но и вызывает огромный интерес и у школьников, и у студентов, то есть у нашего
подрастающего поколения.
Сохранение культурного наследия должно стать
нравственным долгом каждого человека, проживающего на этой земле. Это наследие
- память о наших предках. И думаю, что культурное наследие нашей страны
необходимо изучать в школах уже с первого класса, а назвать этот предмет
“Родная история”. Ведь историческая память должна быть у нас в крови, впитываться
вместе с молоком матери.