Карл БАЙПАКОВ, профессор археологии

 

С тысячелетием тебя, Алматы!

 

 

Казахстанская правда, 20 марта 1998 г.

 

 

Официальная история Алматы начинается в 1854 году: на речке Малая Алматинка была заложена русская крепость, получившая название Верный и в 1867 году ставшая городом. Однако история Алматы уходит в глубь веков. В сочинении государственного деятеля первой половины XVI в. писателя и поэта Захириддина Мухаммеда Бабура сказано: «... раньше были города, подобные Алмалыку, Алмату». Бабур упоми­нает о городе,  расположенном на месте нынешнего Алматы. О селении Алмату сообщает и современник Бабура Мухаммед Хайдар Дулати , автор сочинения «Тарих-и-Рашиди».

 

Более раннее упоминание об области Алмалык есть в «исламизированной» версии об Огуз-хане, которую приводит Рашид-ад-Дин (1274—1318) в выдающемся труде «Джами ат таварих». Историк пишет, что Огуз-хан в одном из походов достиг Алатага и области Алмалык, где в местности Ак-Сайя навестил воинов-ветеранов. Видимо, название Алмалык можно соотнести с предгорьями Заилийского Алатау и районом Алматы. Неоспори­мые данные получены из нумизмати­ческих источников. В 1979 г. на территории бывшего пограничного училища найдены две серебряные монеты. Автор находки В. Н. Настич высказал осторожное предположение о местном, семиреченском происхождении монет и о возможном сущест­вовании монетного двора в XIII в. на территории современного Алматы. В 1990 г. еще две монеты были показаны В. Н. Настичу московским коллекционером. В круговой легенде второго экземпляра ясно различается: чеканен этот дирхем в области (балад) Ал. м. ту в году пять...». Слово «Алмт» выбито без точек и согласовок, но его графика в целом, вкупе со всем вышеизложенным, позволяет уверенно читать его как Алмату и видеть в нем наименование населенного пункта, в XIII в. располагавшегося на месте недавней столицы Казахстана и уже тогда носившего имя, звучащее и сегодня по-казахски как Алматы. Эти монеты, бесспорно, относятся к массовой чеканке городов Мавераннахра и Туркестана периода рефор­мы Мас'уд-бека, начатой в 670/ 1271—72гг.'

Окончательную точку поставили археологи.

Район «большого Алматы» осваи­вался человеком с далеких времен. Уже в эпоху поздней бронзы в XIX вв. до н. э. здесь находились оседлые поселения, жители которых занимались земледелием и скотовод­ством, жили в полуземлянках, состав­лявших небольшие поселения ското­водов и земледельцев.

В эпоху саков район Алматы стал местом обитания сакских, а позднее усуньских племен. От этого времени оставались многочисленные курганные могильники: среди них. выделялись огромные курганы знати — «сакских царей». Совсем недавно такие курганы поднимались среди одноэтажных домиков старого Алматы, но сейчас почти все они срыты и застроены многоэтажными постройками. И лишь единичные курганы еще сохранились.' Уцелело несколько таких кургаов в окрестностях города, в частности, группа из трех курганов находится на восточной окраине.

В таких курганах, в гробницах из бревен тянь-шаньской ели хоронили сакских царей и знать в богатых одеждах, украшенных золотыми нашивками, с наборными поясами, оружием, драгоценными изделиями, утварью, глиняной и деревянной посудой. О роскоши свидетельствуют материалы из раскопок кургана Иссык.

Большая коллекция сакских бронзовых светильников, котлов и жертвенных столов собрана на территории Алматы и вблизи него.

Интересен жертвенный стол, который известен как «семиреченский алтарь». Так, найденный до револю­ции в окрестностях Верного он хранится в Эрмитаже и представляет собой стол на четырех низких ножках. По бортику расположены 25 фигурок крылатых барсов.

Уникальный светильник найден в

Алматы на поверхности распаханного кургана. Это четырехугольный столик на конусовидной подставке. На четырех углах укреплены фигурки крылатых барсов. Котлы, светильники, жертвенники и другие ритуальные изделия из бронзы являлись принад­лежностью сакских храмов или святилищ. Остатки  одного (III—II вв. до н.э.) обнаружены на южной окраине Алматы.

Здесь же найден бронзовый светильник — круглая жаровня на конусовидной ажурной подставке. В центре скульптура конного лучника. Этот жертвенник связан с культом огня. Фигурка всадника-лучника воплощает солнечное божество Митру. О нем в Авесте и Ригведе сказано как о «владыке рогатого скота». Так что храм, где найден жертвенник, — храм огня.

К более позднему усуньскому времени относится «Каргалинская диадема». Найдена она при загадоч­ных обстоятельствах в горах Заилий­ского Алатау в Каргалинском ущелье на высоте 2300 м. Это длинная золотая пластина из двух частей. Ее длина — 35 см, ширина — 4,7 см. На пластинке растительный орнамент с вплетенными в него фигурами марала и маралихи, между которыми находит­ся феникс; затем крылатый тигр с сидящей на нем женщиной; далее крылатая лошадь на постаменте; дракон с женщиной на спине; над ними птица; снова крылатый конь на пьедестале; летящая птица; козерог, оседланный женщиной, медведь и птица над ним и архар, несущий на спине женщину. Вся композиция разделена на три части фигурами коней. В центре ее находится дракон, а процессии животных слева и справа от него направлены друг к другу. Глаза животных выполнены из вставок сердолика и альмандина, тела инкрус­тированы бирюзой.

Первый исследователь диадемы А. Н. Бернштам предположил, что диадема принадлежала шаманке, и датировал ее I в. до н. э. — II в. н. э. и предполагал, что в семантике изображений нашли отражение культовые влияния Ирана и Китая.

Однако новейшие исследования позволили понять смысл изображе­ний, определить их происхождение и расшифровать весь сюжет в целом, уточнена и датировка каргалинского захоронения — II в. до н. э. Изображе­ния на диадеме связаны с широко распространившимся в Евразии культом богини-матери и бога плодо­родия Диониса. Греческий культ хорошо соотносился с важнейшим праздником восточных народов — Наурызом, справляющимся в день весеннего равноденствия. «Каргалинс­кая диадема» как бы иллюстрирует описания дионисийских празднеств. Диониса изображали верхом на

пантере, реже — на тигре. Главные животные дионисийского культа — олень и козел, медведь. Водоплаваю­щие птицы — гуси-лебеди, изображен­ные на диадеме, символизировали плодородие. На «Каргалинской диадеме» изображены также и три сферы мироздания: подземная, куда уходят корни древа жизни, изображе­ния которого имелись на диадеме; земная — место  жизни людей и животных и небесная — обитель богов и  птиц. Образ коней на пьедестале, точнее, на вершине гор, символизиро­вал солнце, особую божественную благодать. Распространению этих эллинизированных синкретических образов в  идеологии кочевников Семиречья и конкретно района Алматы способствовали связи и контакты по Великому шелковому пути.

Следующий этап жизни на терри­тории Алматы связан с эпохой феода­лизма, когда здесь возникают и формируются поселения и города. Это конец VIIIX в. в., время развития городской культуры, оседлости этого района, расцвета в орбите междуна­родных торговых связей по Шелково­му пути. Последний, вернее, его ответвление через Илийскую долину, стал наиболее интенсивно функциони­ровать в X—XIII веках. К этому времени на территории «большого Алматы» находилось несколько поселений и городов.

Городище Алматы I (XXIII в. в.) находилось на территории колхоза «Горный Гигант». Въезд в городище прослеживается в середине южной стены. Расположено оно между глубокими оврагами, что усиливало его обороноспособность. Еще одно — «Весновское городи­ще» — располагалось на территории Ботанического сада НАН РК в г. Алматы. В 1969 году здесь найден клад керамики. Сосуды с росписью в виде стилизованных букв арабского алфавита.

Однако наибольший интерес представляло огромное городище, расположенное на месте, где находи­лось пограничное училище. О нем, как об остатках большого города, писал В. В. Бартольд еще в 1894 г. Он обследовал его вместе с городским архитектором В. П. Гурдэ. На поверх­ности городища тогда еще сохраня­лись остатки построек из жженого кирпича, который жители Верного разбирали для своих построек.

На этом месте находят глиняную посуду, изделия из бронзы и железа, а в 1980 году нашли остатки средне­вековой кузнечной мастерской, а в ней крицы — заготовки железа, набор топоров, а также тигли и остатки кузнечного горна. Мастерская датиру­ется XXI в. в. И с этим же городи­щем связаны находки вышеописанных монет XIII в. с указанием места выпуска — область или город Алмату. Размеры городища, наличие в нем построек из жженого кирпича, находки ремесленной керамики, остатков развитого кузнечного ремесла, наличие монетного двора — безуслов­ное свидетельство, что здесь в X—XIII в. в. находился именно город — центр экономической и политической жизни город, который играл важную роль в жизни Жетысу.

Можно заключить, что современ­ный город Алматы под именем Алмату сформировался в XXI в. в. История его насчитывает не менее тысячи лет, а район Алматы обживался задолго до этого, еще в эпоху бронзового века, за две тысячи лет до того, когда возник здесь средневековый город.

 

 

Hosted by uCoz