Ф. ГРИГОРЬЕВ, археолог
О ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ
АЛМА-АТЫ
Горизонт, 24 декабря
1988 г.
О древней
истории Алма-Аты написано немного. Тем больший интерес представляют результаты
исследовании Алма-Атинского археологического отряда
института «Казпроектреставрация», уже несколько
сезонов работающая по заданию Казахского общества
охраны памятников истории и культуры. Отрядом впервые проведено обследование
городской территории и прилегающих к ней земель с целью выявления, учета и
паспортизации памятников древности. В результате открыты неизвестные ране
поселения, важные для реконструкции древней истории Алма-Аты.
Полученная
археологическая информация в совокупности с уже известными науке данными
постепенно раскрывает многовековое прошлое района, где находится столица
Казахстана.
Большое
количество разнообразных памятников древности, расположенных на территории
города раньше и частично сохранившихся до наших дней, случайные находки и
материалы раскопок свидетельствуют о том, что освоение человеком района г.
Алма-Аты и ее пригородов произошло в глубокой древности. Благоприятные природно-климатические условия местности стали важным фактором постоянного
обитания здесь человека на протяжении нескольких тысячелетий.
Судя по
археологическим находкам, предгорья Заилийского
Алатау были обитаемы с эпохи неолита.
Самые
ранние следы появления человека в пределах современной Алма-Аты относятся к
III—II тыс. до н. э. Этим временем датируется
полированная каменная мотыга, найденная на ул. Кашгарской
накануне войны. Мотыга лежала на глубине 1,5 м в лессовом слое, перекрытом
толстыми галечными наносами.
В различных
местах города и прилегающих к нему районах (Малая станица, Ботанический сад,
урочище Медео, дом отдыха «Турксиб») обнаружены
случайные находки орудий труда и предметов быта II – нач.
I тыс. до н, э.
Долгое
время эти находки носили случайный характер. Наконец, в 1984 году археологи
института «Казпроектреставрация» на северной окраине
столицы обнаружили поселение X—VIII вв. до н. э.
Поселение занимало верхнюю площадку высокого мыса. Функционировало сравнительно
короткий промежуток времени. Его обитатели жили в округлых, слегка углубленных
в землю легких жилищах. Занимались скотоводческо-земледельческим хозяйством. На
поселении найдены глиняные горшки, ладьевидной формы зернотерки, каменные
песты, терочники и другой бытовой инвентарь. Жители поселения
имели связи с земледельческими племенами Средней Азии — носителями культуры
«расписной керамики».
Находки
бронзового века во многих районах предгорий Заилийского
Алатау, и, в частности, а районах Алма-Аты являются фактом заселенности этой
территории во II—I тыс. до н. э. племенами
андроновской культуры и поздней бронзы.
Наиболее
значительными и впечатляющими археологическими памятниками Алма-Аты и ее окрестностей
последующего времени являются курганы раннего железного века, оставленные
племенами саков и усуней.
Саки
являлись наследниками культур эпохи бронзы. Племена саков жили с VIII в. до н. э. по первые века н. э. в
Казахстане, Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане. Курганные могильники
саков занимают огромные территории предгорных долин Заилийского
Алатау. Они сосредоточены к востоку, западу и северу от Алма-Аты; в районах Талгара, Иссыка, Тургеня, Кегеня, Каскелена, Узун-Агача, Чемолгана, Дмитриевки, Бурундая и т. д. Величественные курганы (крупнейшие из них достигают
высоты 16—18 м, диаметра 90—100 м) тянутся цепочками вдоль террас и по краям
сухих русел.
Территории
Алма-Аты и ее ближайших окрестностей в свое время были так же районом сосредоточения
«царских» и рядовых погребений саков. Множество курганов этой эпохи
располагалось в Тастаке, Большой и Малой станицах, в
районах плодоконсервного комбината, Аксае, по берегам
рек Большой и Малой Алматинок, Весновки,
Карасу и других местах. Но
постепенное расширение городской территории, интенсивная ее застройка и
реконструкция привели к тому, что большинство курганов уничтожено, срыто и
застроено частными и современными жилыми массивами. О местах
расположения древних курганных некрополей теперь
можно судить лишь по старым планам города, литературным источникам и
воспоминаниям старожилов. Как показало обследование городской территории в
1984— 1986 г.г., здесь не сохранилось ни одного кургана в «чистом», т. е. непотревоженном виде. А общая численность их составляет
чуть более полутора десятка.
При
раскопках сакских захоронений Алма-Аты и ее
окрестностей, а также при случайных обстоятельствах,
нередко находят отдельные предметы и целые клады уникальных
высокохудожественных изделий сакской культуры:
бронзовые котлы, жертвенники, курильницы, оружие (кинжалы, наконечники
стрел), удила, браслеты, глиняную посуду и зернотерки. Эти находки свидетельствуют,
что район Алма-Аты и прилегающие к ней земли были местами постоянных стойбищ сакских племен. А наличие мощных курганных некрополей, формировавшихся
не одну сотню лет, позволяют считать Семиречье одним из центров их расселения.
До
недавнего времени поселений второй половины I тыс. до
н. э. в пределах Алма-Аты известно не было. Алма-Атинским археологическим отрядом проведены раскопки
на остатках поселения III—II в в.
до н. э, расположенного в районе аппаратно-студийного комплекса Казахского
телевидения. Поселение занимало естественную возвышенность между ул. Тимирязева
и пр. Аль-Фараби, по ул. 6-й Кирпично-Заводской.
Раскопки показали, что это было полуоседлое поселение типа постоянного
сезонного стойбища или кочевья. При раскопках найдены зернотерки, терочники, керамическая посуда, пряслица, кости животных. В
нижнем слое памятника обнаружены очаги. Основным занятием было скотоводство. О
занятии земледелием говорит огромное количество зернотерок. Остатки такого типа
поселений и аналогичная керамика известны в других местах города (РУРТ, район
автостанции «Таугуль», склон г. Кок-Тюбе
на левом берегу р. Казачки).
После того,
как сакский племенной союз
распался, политическая гегемония и земли Семиречья, Южного Казахстана перешли к
племенным объединениям усуней и кангюев.
У них были поселения — зимовки со стационарными жилищами, сооруженными из камня
или глины.
В усуньское время на территории Алма-Аты и ее окрестностей находилось
несколько поселений. Одно из них располагалось на правом берегу р. Весновки, на территории совхоза «Горный гигант». Здесь в
1936 г. были раскопаны зольники, обломки глиняной посуды с сетчатыми
отпечатками. Поселение относилось к I — III вв. н.э. Аналогичная керамика была
обнаружена в районе аэропорта. В начале 70-х гг. на территории совхоза «Горный
гигант» было найдено ювелирное украшение IV—V вв., что говорит о наличии здесь
жизни и позднее.
Все это говорит
о значительной концентрации и долговременном обитании населения в районе
Алма-Аты и ее окрестностей в первой половине I тыс. н. э,
Во второй
половине VI в. земли современного Казахстана стали частью владений Тюркского
каганата. В раннее средневековье Семиречье последовательно входило то в одно,
то в другое государственные образования,
возглавляемые тюркскими правителями. Время распространения и
господства тюрков в Семиречье оставило своеобразные археологические памятники —
тюркские курганы VI — IX в.в. Еще в конце XIX в. окрестности города были усеяны
курганами малой и средней величины, часть из которых имела каменные изваяния.
Каменные изображения людей неоднократно находили в предгорьях Заилийского Алатау, в том числе и в районе Алма-Аты
(территория Ботанического сада, юго-западная окраина города между реками Весновка и Б. Алматинка). Захоронения
тюркского времени раскопаны археологами на юго-восточной окраине центральной
усадьбы с-за «Алатау», ныне вошедшего в пределы
города, а также в районе аэропорта.
В IX—X а в. а предгорьях Заилийского
Алатау и Илийской долине, позднее чем в других
районах Казахстана, образовались средневековые поселения и города.
В IX—X вв.
на месте Алма-Аты и ее окрестностей находилось несколько
небольших поселений.
В XI—XII
вв. они превратились в крупные поселения, или даже небольшие городки.
Остатки
этих поселений еще наблюдались в конце XIX в. и в 20-е гг, нашего столетия. К сожалению, своевременно они
(средневековые городки и поселения – BR$) не были изучены и постепенно
«поглотились» городской застройкой и по существу утеряны для науки, напоминая о
себе случайными находками. Наиболее раннее поселение с материалами IX в.
располагалось на правом берегу р. Весновки на территории
совхоза «Горный гигант». Здесь в 1939 г. были исследованы две усадьбы,
окруженные земляными валами. Раскопки обнаружили жилой комплекс с очагом из камней,
обломки тандыра. Среди находок — бусы из сердолика,
железные ножи, обломки столовой, кухонной и хозяйственной керамики.
На
территории «Горного гиганта» находилось еще одно средневековое поселение.
Расположено в горах на правом берегу р. Каменки (участок бригады № 2). Занято
садами и посадками клубники. На поверхности поселения в большом количестве
валяются фрагменты керамики X—XII в.в., жернова.
Более
крупными и по-видимому поздними были поселения, расположенные
в междуречье Весновки и Малой Алматинки,
при выходе их с гор в долину, и на территории Ботанического сада.
Первое
поселение было осмотрено в 1922 году археологом В. Д. Городецким. Тогда еще
сохранялась топография памятника.
Поселение
занимало площадь около 1,5 км . На поверхности были
заметны следы построек а виде фундаментов из речных валунов, земляные валы
15x25 м, 18x40 м. Хорошо прослеживались остатки оросительных систем и древних
полей. В окрестностях поселения были найдены куски крупных керамических
сосудов, жернова, металлические предметы. В наши дни на месте поселения находятся
погранучилище, дома, дачи, проложены асфальтированные
улицы. В 1978 г. здесь были обнаружены остатки кузнечной мастерской, от которой
сохранился кузнечный горн в виде сооружения цилиндрической формы диаметром 2 м.
Рядом находилась яма — хранилище, где лежали глиняные сосуды, крицы и готовые
изделия — топоры, кетмень, наконечник пахотного орудия. В 1984 г. Алма-Атинским археологическим отрядом собран подъемный
материал — фрагменты керамики кругового изготовления с волнистым орнаментом,
куски жерновов. Поселение датируется XI— нач. XIII
вв.
Несколько
раз находили средневековые сосуды на территории Ботанического сада. Внешних
признаков поселения здесь не сохранилось. Археологический памятник спланирован
и распахан, занят участками цветоводства. На пашне в северо-западном углу сада
часто встречаются обломки глиняной тонкостенной посуды, сформованной на круге.
В 1969 г. в этом районе случайно обнаружен клад керамики — два хума, пять кувшинов, баночка с двумя ручками и два
поливных сосуда. Керамика характерна для XI—нач. XIII
вв.
Из
случайных находок средневековья на территории г,
Алма-Аты заслуживают внимания печь для обжига хумов
(третий участок кирпичного завода № 3) и водопроводные керамические трубы (угол
улиц Масанчи и Пастера).
В
окрестностях Алма-Аты (юго-западный угол п. Заря Востока) сохранился один из
характерных памятников городской культуры Северо-Восточного
Семиречья XI — нач. XIII вв. — торткуль.
Торткуль расположен на
правом высоком берегу р. Теренкара и относится к типу
городищ-убежищ. Представляет собой трапециевидный в плане (230x320 м)
четырехугольник стен (валов) с башнями по периметру. Валы шириной 12 м, высотой
1,7— 2,5 м. С трех сторон окружен рвом шириной 52 м, глубиной 1,5 м. В середине
северной стены сохранился въезд с башнями по углам, радиусами 6 м. Внутренняя
поверхность городища почти ровная. На ней встречены обломки посуды,
изготовленной на круге и ручной лепки.
Поселения
на месте Алма-Аты, как и другие оседлые центры
Северо-Восточного Семиречья; образовались на трассах караванных дорог. В районе г, Алма-Аты и Талгара подгорное
направление Шелкового пути разветвлялось на несколько степных дорог, ведущих на
Восток. Выгодное расположение, конечно, не могло не сказаться на росте и
укреплении поселений. Известно, что в X веке торговый путь по Илийской долине заметно оживился. В этот период Семиречье
стало частью владений государства Караханидов
(942—1212 гг.). Время их правления характеризуется резким подъемом
экономической и культурной жизни оседлых центров. В X—XII вв. города выросли
численно и территориально. В них мостятся улицы, проводятся керамические
водопроводы, строятся бани. Подъем благоустройства наблюдался не только в
крупнейших городах, типа Отрара, Испиджаба,
Тараз, но и «молодых», удаленных от этих знаменитых
городских центров. Раскопки городища Талгар
показали, что его улицы в конце XI— нач. XIII вв.
мостились камнем.
В XI—нач. XIII вв. выросли и поселения района Алма-Аты. Одно из
них позднее стало называться Алмату. Город с таким
названием упоминается в источниках начала XVI в. (Бабур)
и локализуется исследователями на месте современной Алма-Аты. Известный
востоковед В. В. Бартольд считал, что до XVI в Алмату в источниках упоминается под другими названиями.
Ответить на вопрос какой из археологических памятников
является остатками Алмату сложно. Археологи В. Д.
Городецкий и А. X. Маргулан полагают, что это —
поселение в междуречье р. Малой Алматинки и Весновки.
Таким
образом, археологические материалы говорят, что Алма-Ата возникла не на пустом
месте, а в районе, где издревне жили люди. Территория
города хранит культурные напластования разных эпох, племен и народов.